Актуально: Как ездить на автомобиле зимой
Сeйчaс мaлo ктo вспoмнит, чтo слoвo «пoдснeжник» имeeт oсoбeнный смысл примeнитeльнo к aвтoмoбилям. Пoдснeжникaми нaзывaли вoдитeлeй, кoтoрыe пoкупaли мaшину тoлькo для лeтниx пoeздoк. И кaждую вeсну выeзжaли нa дoрoги пoслe пoлугoдoвoгo пeрeрывa.Пoнятнo, чтo зa пoлгoдa «бeз руля» нaвыки вoждeния утрaчивaются. «Пoдснeжники» пo пути нa дaчу вeли сeбя нeпрeдскaзуeмo, oтсюдa и слeгкa снисxoдитeльнoe oбoзнaчeниe. Впрoчeм, тaкиx всe мeньшe. И сoвeты, кaк пoстaвить aвтoмoбиль нa кoнсeрвaцию дo тeплыx дeнькoв, нe слишкoм aктуaльны. Вaжнee знaть, кaк eздить.Зaмoрoзки и oттeпeли, снeгoпaд и гoлoлeд, плoxaя видимoсть — эти труднoсти извeстны кaждoму, ктo и зa руль нe сaдился. В крупныx гoрoдax зимoй дoрoги вдoбaвoк сужaются зa счeт сугрoбoв пo крaям дoрoги. Тeм нe мeнee, жизнь зимoй eсть. Сoблюдaя прoстыe прaвилa, любoй вoдитeль мoжeт сущeствeннo oблeгчить сeбe жизнь в зимний пeриoд.Пoдгoтoвкa мaшины к зимeЗимняя рeзинaКaждый вoдитeль выбирaeт зимнюю рeзину, исxoдя из oснoвныx услoвий эксплуатацииПервое, о чем вспоминают в холодное время года — это зимняя резина. Формально выбор шин зимой до сих пор остается на усмотрение водителя. Закон, который обязал бы соотечественников ставить зимнюю резину зимой хотели принять, но не приняли. Хотя в Европе шины по сезону обязательны везде, а в северных странах и подавно. Так что зимние шины нужны.«Шипы» или «липучки»? То есть шипованные шины или нешипуемые? Сложно сделать выбор за водителя, но можно дать несколько советов: в крупных городах, где дороги чистят с использованием реагентов, можно обойтись без шипов. Такая резина меньше шумит и лучше управляется на асфальте; небольшим машинам с приводом на одну ось лучше ездить на шипах. Попав на лед, нешипуемые шины катастрофически ухудшают проходимость; если вы часто выезжаете на трассу, лучше подумать о шипах; наконец, если вы сомневаетесь, лучше перестраховаться и выбрать шипы.Даже самые качественные зимние шины не позволит сохранить летний стиль вождения. Не стоит превышать разрешенную скорость движения. Может, летом ограничения и казались надуманными, зимой они точно справедливы. Дистанцию с идущим впереди автомобилем обычно рекомендуется увеличить раза в два, но в городе это невозможно. Так что старайтесь хотя бы не так активно маневрировать. Пространства для маневров зимой меньше, а реакции автомобиля размазаны.Заведется или нет?Исправный автомобиль, который обслуживается по регламенту, обычно заводится зимой без проблем. Сертификационные испытания, которые проходят все машины, продающиеся в России, включают запуск холодного двигателя при температуре -27 градусов. Так что если машина не завелась в -30 и ниже, это не повод ругаться с дилером. В таких случаях на помощь приходят зарядно пусковые устройства.Что в таком случае зависит от вас? Состояние аккумулятора. Если на улице -15 градусов, а утром аккумулятор еле запускает двигатель, не ждите похолодания. Как минимум, стоит доехать до сервиса, где аккумулятор подзарядят. Как максимум — поменяйте его на новый. Пара тысяч рублей раз в три года (это минимум, который «живет» аккумулятор) спасут от многих неприятностей. И не забывайте, что при севшем аккумуляторе противоугонное устройство вашего автомобиля тоже не работает. Качество топлива. Некачественный бензин плохо испаряется. Летом с этим нет проблем, но зимой концентрация паров бензина однажды может стать недостаточной. С дизельным топливом все проще и сложнее одновременно. В отличие от бензина, солярка имеет свойство замерзать зимой. Специальные «зимние» типы дизтоплива рассчитаны на низкие температуры. Опять же, их скорее всего можно встретить на «фирменных» АЗС. Еще одна жидкость, важная для работы автомобиля и влияющая на запуск зимой — моторное масло. На морозе оно густеет, поэтому аккумулятору становится труднее прокрутить коленвал. Проще всего проверить ваше масло по списку допущенных для данной модели автомобиля. Все рекомендованные производителями автомобилей моторные масла позволят запустить двигатель зимой. Если выбираете масло сами, просите на зиму синтетическое или полусинтетическое (еще бывают минеральные).А что попроще?Жидкость для стеклоомывателя тоже стоит заливать заранее. Если «летняя» вода замерзнет в форсунках омывателя, растапливать придется на мойке или в теплом гараже. Если на улице около ноля, достаточно промежуточных вариантов незамерзайки — до -15 градусов.Если холодает до -10 и ниже, берите самый морозоустойчивый вариант, до -30 градусов. Ее можно разбавлять, но без фанатизма. Во время движения под встречным ветром спирты (они и обеспечивают морозоустойчивость) испаряются, а вода остается. И мерзнет.Особенно охотно замки замерзают после мойкиДругая «зимняя» проблема — замерзшие замки дверей и багажника автомобиля. Замки особо охотно мерзнут после мойки или оттепели, когда температура воздуха переходит через ноль. Только храните баллончик с «размораживателем» не в машине, а дома. Иначе как вы доберетесь до него, если замки замерзнут?Если под рукой не не будет такого средства, найдите хотя бы зажигалку. Ей можно нагреть ключ и вставить его в скважину. Процедуру повторять до достижения результатата. Замок багажника (если личинка выведена наружу) можно отогреть прикуривателем.И еще пара советов «Зимние» коврики для салона с высокими бортиками или даже пара газет, брошенных под ноги, спасут пол автомобиля от болота растаявшего снега.Возьмите за правило держать в багажнике набор самого необходимого для зимы: щетку; рабочие перчатки; прочный трос; провода прикуривателя; а то и складную лопату — если вы способны ей воспользоваться. И купите автомобильный «зарядник» для вашего телефона. Его аккумулятор тоже садится в неподходящий момент.О чем стоит помнить зимой водителю Как подготовить машину к зиме — понятно. А как подготовиться самому?Три главных правила:Первое — меньше резких движений. Разгоняйтесь, тормозите, перестраивайтесь, но делайте это не так резко, как летом.Второе — смотрите по сторонам. Другие машины не появляются из ниоткуда. Пешеходы не материализуются из воздуха. Сухой летний асфальт может простить невнимательность, снег или лед — нет.И третье — будьте прогнозируемы. Пока другие понимают, что вы делаете, у них есть шанс избежать аварийной ситуации. Не перестраивайтесь через ряд, не топайте педаль тормоза «в пол», если почти проехали мимо нужного светофора.Остается только добавить, что их хорошо бы помнить и летом.Чего не бывает летом?Зимой почти всегда хуже видимость. Будьте готовы к тому, что: световой день короче, темнеет рано; стекла запотевают изнутри, особенно после ночной стоянки; пачкаются зеркала и боковые стекла; в сильные морозы выхлоп превращается в клубы дыма.Что делать? Держать дистанцию и не забывать чистить машину. Иначе выезд из дворов по утрам напоминает разъезд бронеавтомобилей: водители смотрят на дорогу через узенькую «бойницу» замерзшего лобового стекла.Кстати, первые пару километров лучше в любом случае не спешить. Даже если вы прогрели двигатель. Должна прогреться коробка передач (причем ручная коробка мерзнет не меньше, чем автомат или вариатор), трансмиссия, амортизаторы. А вы пока привыкнете к покрытию, вдруг за ночь подморозило?Вождение зимой должно быть более плавным и предсказуемымПонять, что под колесами, очень просто. Нет, вглядываться и гадать не стоит. Вы все равно не сможете увидеть «черный лед» — асфальт, на котором лежит тонкий слой льда. И не разглядите, что под снегом — сухой асфальт, каша или наледь. Все проще.Если вокруг нет других машин, нажмите посильнее на газ. Потом порезче затормозите. Сразу поймете, насколько хорошо сцепление с дорогой. В повороте даже педали трогать не обязательно. Резче доверните руль в сторону поворота — если машина меняет траекторию, значит «зацеп» надежный. Если в ответ на провокацию колеса заскользили, значит стоит быть осторожнее.Нечищенные дороги — другая проблема зимы. Безопаснее двигаться по проторенной колее, где успел показаться асфальт. Если нужно покинуть дорожку и съехать на снег, делайте это только с ровно нажатым газом, или хотя бы накатом. Ни в коем случае нельзя перестраиваться со сменой покрытия, нажимая на тормоз, резко сбрасывая газ или сильно нажимая на педаль газа. Это ошибка, которая в лучшем случае заканчивается в попутном сугробе.Запомните: зимой либо разгоняемся и тормозим, либо перестраиваемся и поворачиваем.Как ведет себя автомобиль?С приемами управления автомобиля в заносе лучше ознакомиться заранееВсе наверняка хотя бы раз слышали, что самое опасное в движении — занос. Это когда задняя часть машины ведет себя неконтролируемо. Обычно советы такие. На переднеприводной машине нажать на педаль газа, чтобы передние колеса тягой выровняли кузов. Для заднеприводных автомобилей рекомендации противоположные: сбросить газ. На полноприводных кроссоверах повадки комбинируются иногда непредсказуемо для неподготовленного водителя. Поэтому всегда лучше потренироваться и познакомиться с приемами управления на закрытой площадке и понять, что происходит с автомобилем.А если нет? на современном автомобиле с системой стабилизации до серьезного заноса просто не дойдет; на автомобиле без стабилизации, но с ABS, проще давить тормоз в пол и стараться выровнять автомобиль рулем; если на автомобиле нет системы стабилизации и ABS, а у вас — навыков контраварийного вождения, все равно хотя бы нажмите на тормоз. Происходящее от вас почти не зависит, но хотя бы скорость будет ниже.И главноеВождение зимой ничем не отличается от вождения летом. Просто к нему нужно быть готовым. Поэтому проверьте автомобиль на сервисе и поставьте резину по сезону; заложите дополнительные 5−10 минут, чтобы очистить стекла, зеркала и фары автомобиля перед поездкой; пусть привычный маршрут займет на 15 минут больше времени, но вы проделаете его спокойно.
Ничего особенного, как видите.